Детская шизофрения

Детская шизофрения развивается под воздействием множества факторов, однако главная роль принадлежит наследственности. Симптомы шизофрении у детей не отличаются от таковых у взрослых. Шизофрения проявляется психотическими симптомами в виде галлюцинаций, бреда, расстройства мышления, бессвязности речи и неадекватного поведения. Из-за трудностей в постановке диагноза заболевание можно не распознать своевременно, что препятствует выздоровлению и повышает риск развития осложнений.

В клинике «Корсаков» работают высококвалифицированные специалисты в области детской психиатрии, которые занимаются успешным лечением психических расстройств любой степени тяжести.

Причины детской шизофрении

Шизофрения относится к мультифакториальным заболеваниям, а окончательная причина болезни до конца не изучена.

Выделяют биологические и социальные факторы развития шизофрении у детей. К первым относят:

• Генетические мутации;
  • Наследственную предрасположенность;
  • Недостаток кислорода во внутриутробном периоде;
  • Родовые травмы;
  • Внутриутробные инфекции;
  • Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами матерью во время беременности;
  • Нерациональное питание, нехватку витаминов;
  • Травмы черепа;
  • Рождение ребенка после 35 лет;
  • Инфекционные поражения центральной нервной системы

Однако воздействие одного или совокупности вышеперечисленных факторов не всегда приводит к психическому отклонению. Повышает риск возникновения шизофрении у детей неблагоприятная социальная обстановка:

• Побои и агрессия со стороны опекунов;
  • Частые обвинения ребенка и завышенные требования к нему;
  • Повышенный контроль над поведением детей;
  • Частые ссоры в семье, недопонимание

Однако бывают случаи возникновения шизофрении на фоне благополучной обстановки в семье, хороших взаимоотношений и отсутствия наследственной предрасположенности.

Классификация шизофрении у детей

Шизофрения классифицируется главным образом в зависимости от симптоматики. Выделяют три формы шизофрении:

• Вялотекущая форма характеризуется медленным развитием психопатоподобных, неврозоподобных и аффективных расстройств, позднее возникает интеллектуальный дефект;
  • Прогредиентная шизофрения обладает злокачественным течением с быстрым появлением психотических симптомов, развитием кататонии, снижением интеллектуальных способностей;
  • Приступообразная малопрогрединтная шизофрения имеет волнообразное течение с периодами приступов деперсонализации, навязчивости и улучшением состояния.

Симптомы шизофрении у детей

У детей раннего и младшего возраста заболевание проявляется снижением активности, апатией, отсутствием интереса к играм и другим занятиям. Ребенок не доступен контакту, любит проводить время в одиночестве. Поведение при этом импульсивное, чередуется с периодами агрессии, плача и депрессии, не зависящее от влияния внешних факторов.

У школьников определяются искажение внимания, снижение её концентрации и истощение, качественные расстройства мышления, появляются бредовые идеи. Для шизофрении характерен бред преследования, галлюцинаторные явления зрительного и слухового характера.

К другим симптомам шизофрении у детей относят:

• отсутствие эмоций;
  • вялость и малоподвижность;
  • однотипные, навязчивые телодвижения;
  • плохой аппетит;
  • безосновательные страхи;
  • застывание в одной позе;
  • возбужденное, веселое поведение по неадекватным причинам;
  • страхи и тревожность

Диагностика шизофрении у детей

Диагностика шизофрении у детей начинается с опроса и сбора жалоб у родителей и самого пациента. Физикальное обследование дает возможность оценить соответствие физического развития возрастным нормативам. В психиатрическом медицинском центре «Корсаков» специалисты осуществляют индивидуальный подход к каждому пациенту, проводят беседу, наблюдение и психодиагностику для постановки точного диагноза.

Чтобы исключить органическую патологию головного мозга назначают УЗИ сосудов, КТ и МРТ. В настоящее время создан нейротест на шизофрению, при котором исследуют уровень специфических веществ, характерных для данного заболевания.

Применение психологических тестов необходимо для установления уровня интеллекта, аутистического и шизотипического расстройства. С этой целью применяют опросники PQ-B, методы классификации и сравнения предметов, объяснения метафор и пословиц.

Важным клиническим признаком шизофрении при дифференциальной диагностике с другими расстройствами является наличие галлюцинаций, бреда, задержки социальных отношений, периодов ремиссии и рецидивов. При появлении первых симптомов нестабильности психического развития у ребенка нужно сразу обратиться за помощью к специалисту.

Лечение шизофрении

Лечение шизофрении направлено в первую очередь на устранение продуктивной симптоматики, а также социальную адаптацию больного и восстановление утраченных навыков. Наиболее эффективным методом лечения психозов является медикаментозная терапия антипсихотическими препаратами. Последние дают возможность устранить галлюцинации, бредовые и навязчивые идеи, восстановить структура мышления.

Помимо этого, применяют различные методики психотерапии для развития активного внимания, целенаправленного восприятия и мыслительных процессов. Среди них используется когнитивно-поведенческая, семейная и индивидуальная терапия.

Для полного выздоровления при шизофрении необходимо пройти курс лечения в стационаре. Клиника «Корсаков» оснащена современными, комфортабельными палатами со всеми удобствами. После окончания терапии у нас выполняют реабилитацию пациентов для предупреждения обострений, а также возвращения к прежним условиям жизни. Комплексный подход к лечению патологии и квалифицированная своевременная помощь создают благоприятные условия для полного излечения детей с психическими отклонениями.