Электросудорожная терапия

Электросудорожная терапия (ЭСТ) относится к альтернативным методам лечения психических заболеваний, устойчивых к медикаментозной терапии. В настоящее время процедура модифицирована и не представляет опасности для жизни и здоровья пациента. Применение электрической стимуляции приводит не только к длительной ремиссии затяжных психических расстройств, но и существенно снижает число смертельных случаев.

В клинике «Корсаков» электросудорожную терапию проводят высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы. Решение о применении ЭСТ принимает консилиум врачей на основании данных о неэффективности консервативного лечения.

Способ и правила проведения

Процедура электросудорожной терапии может проводится несколькими способами в зависимости от:

• Метода наложения электродов на голову;
  • Количества процедур;
  • Вида и параметров электрического сигнала

Изменения данных параметров влияют на выраженность побочных действий и эффективности терапии. Минимальная судорожная доза является единицей дозирования ЭСТ и составляет наименьшее напряжение и экспозицию электрического тока, при котором развивается судорожный припадок. Прежде, чем приступить к электросудорожной терапии, определяют порог судорожной готовности, который отличается в зависимости от возраста и пола пациента. Длительность электрического разряда, количество электричества (заряд), энергия или амплитуда тока устанавливают индивидуально.

Обычно курс ЭСТ составляет в общем от 6 до 11 сеансов. Если улучшение развивается раньше, то проводится меньшее количество процедур.

В клинике «Корсаков» процедура ЭСТ проводится в комфортный и безопасных условиях, под четким наблюдением лечащего врача, анестезиолога и реаниматолога.

Медикаментозная подготовка

Модификация электросудорожной терапии предусматривает общую анестезию, введение миорелаксантов и премедикацию. Это позволяет избежать вывихов, переломов, разрывов связок и мышц, а также болевых ощущений. Пока проводится анестезия, психиатр решает, применить унилатеральное или билатеральное наложение электродов. Для этого сначала определяют доминантное полушарие.

Механизм действия ЭСТ

Специфический терапевтический эффект электросудорожной терапии возникает при развитии характерных судорожных припадков. Тем не менее, основная причина появления лечебного эффекта при тяжелых формах психический расстройств после ЭСТ, остается до конца неизвестной. К наиболее распространенным теорияи механизма лечебного действия ЭСТ относят:

• Теорию иммунологического воздействия, объясняемую повышением после сеанса лимфоцитов, которые продуцируют антитела;
  • Теории электро и нейрофизиологического воздействия указывает на изменения биоэлектрической активности головного мозга;
  • Теорию воздействия на церебральный кровоток;
  • Теорию нейрометаболического действия;
  • Гипотезу, основанную на нейропсихологических и электрофизиологических данных. Согласно ей, ЭСТ восстанавливает нарушенное межполушарное равновесие;
  • Теорию локального воздействия на мозг;
  • Комплексные теории

Показания

К проведению электросудорожной терапии прибегают в случаях, когда пациенты не получают облегчения от других, традиционных методов лечения. Основными показаниями к ЭСТ являются:

• Депрессия со стремлением к самоубийству и самоповреждению;
  • Болезнь Паркинсона с акинетическим кризом;
  • Шизофрения, шизоаффективное расстройство, шизофрениформные или шизофреноподобные расстройства;
  • Фебрильная кататония;
  • Устойчивый формы психических расстройств к медикаментозной терапии;
  • Упорный отказ от пищи и воды, приводящий к обезвоживанию и нарушению деятельности органов

При необходимости ЭСТ проводится короткими курсами и используется в качестве поддерживающей терапии в сочетании с лекарственными препаратами.

Противопоказания к ЭСТ

Благодаря модификации ЭСТ снизилось число побочных эффектов, и, следовательно, количество противопоказаний. В настоящее время противопоказанием к проведению сеанса электросудорожной терапии может быть:

• Феохромоцитома;
  • Большое объемное образование головного мозга;
  • Аневризма церебральных артерий;
  • Внутричерепная гипертензия;
  • Тяжелые соматические заболевания;
  • Полиорганная недостаточность

Относительными противопоказаниями к ЭСТ могут быть аневризмы головного мозга, повышение внутричерепного давления и тяжелые соматические заболевания. Однако адекватная премедикация, тщательный контроль работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы во время сеанса позволяет исключить риск развития осложнений и использовать ЭСТ даже при наличии сопутствующей патологии.

Побочные эффекты и осложнения после электросудорожной терапии

После проведения ЭСТ развивается кратковременная потеря памяти на события, предшествующие приступу. Способность к запоминанию новых явлений, как правило, сохраняется.

Кроме этого, после электросудорожной терапии могут наблюдаться боли в мышцах, спутанность сознания или возбуждение, тошнота, головокружения и головные боли. Переломы, повреждения языка и губ, ожоги кожи развиваются редко и связаны с некорректным проведением процедуры ЭСТ и несоблюдении техники анестезии.

В медицинском центре «Корсаков» сеанс электросудорожной терапии проводят согласно международным стандартам, с использованием современного оборудования, анестетиков и миорелаксантов последнего поколения. Это дает возможность минимизировать риск развития потери памяти и других осложнений после судорожных приступов. Частоту и длительность курса ЭСТ устанавливают наши высококвалифицированные врачи, специализирующиеся на лечении резистентных форм психических расстройств.