Перепады настроения у детей

Часто меняющееся настроение у ребенка, возникающее по необоснованным причинам, может быть признаком психического расстройства или наличия соматического заболевания. Для всех детей характерна эмоциональность, однако в некоторых случаях ребенок таким образом пытается выразить беспокойство, боль, раздражение. Чаще всего перепады настроения приходят на период кризиса у детей, который спровоцирован сменой обстановки и необходимостью к её адаптации.

Специалисты клиники «Корсаков» помогут вам и вашим детям успешно пережить кризис без последствий.

Причины перепадов настроения у детей

Наиболее распространенными причинами смены настроения у детей являются периоды кризиса:

1. Кризис 3-х лет развивается, когда ребенок стремится к самостоятельности, не слушает родителей или поступает на зло;
  2. 6-7-ми летний кризис возникает при поступлении в школу. При этом ребенок переживает, приспосабливается к новым условиям, чувствует ответственность;
  3. Пубертатный кризис наиболее сложный и опасный. Связан с резкими колебаниями гормонов. Подростки в этот период считают себя взрослыми, подвержены окружающими влиянию, часто эгоистичны. Свою независимость и самостоятельность они проявляют негативными привычками и равнодушием по отношению к родственникам.

Другими причинами переменчивого настроения у малышей являются:

• Привлечение внимания родителей к себе;
  • Манипулирование;
  • Синдром дефицита внимания;
  • Травмы головы;
  • Гипоксия;
  • Употребление некоторых лекарственных препаратов;
  • Болезни эндокринной системы;
  • Реакция на неблагоприятную обстановку в семье;
  • Копирование поведения родителей;
  • Гиперактивность

Также причиной перепадов настроения может быть биполярное расстройство, которое чаще всего встречается у детей старше 12 лет. При этом чередуются периоды внезапной активности и эйфории с депрессией, сонливостью.

Симптомы частой смены настроения у детей

Признаки перепадов настроения у ребенка можно заподозрить по следующим клиническим проявлениям:

• Быстрая смена настроения от радости и смеха до плача и депрессии;
  • Раздражительность;
  • Неадекватное поведение;
  • Тревожность;
  • Забывчивость;
  • Вспыльчивость;
  • Грубость;
  • Несдержанность;
  • Невнимательность;
  • Замкнутость;
  • Снижение концентрации внимания

Что делать при резких перепадах настроения у детей

Если вы заметили у детей признаки резких перепадов настроения, то рекомендуется:

• Не повышать на них тон;
  • Понаблюдать за его поведением в течение определенного периода;
  • Поговорить, выстроить доверительную беседу и попытаться узнать причину;
  • Поддерживать его и хвалить почаще;
  • Приучать ребенка к ответственности за свои поступки;
  • Постараться обучить контролю за своим поведением и эмоциями;
  • Следить за его режимом дня, питанием и сном;
  • Подавать пример ребенку правильного поведения;
  • Организовать двигательную активность на свежем воздухе;
  • Записать в художественную или спортивную секцию;
  • Прислушиваться к проблемам;
  • Не диктовать безапелляционно свои условия, а постараться мягко подвести его самого к определенному решению;
  • Уверить его в безопасности;
  • Обеспечить правильный рацион питания с большим содержанием свежих овощей и фруктов

На настроение ребенка главным образом влияет обстановка в семье. Способствует стабильному эмоциональному фону отсутствие конфликтов, доверие и взаимопонимание.

Диагностика

Появление у ребенка симптомов быстрой смены настроения может быть симптомом психического расстройства. В клинике «Корсаков» на консультации наши специалисты проведут комплексное обследование, чтобы отличить обычное капризничество от заболевания.

Психотерапевты для диагностики причины перепадов настроения используют:

• Опрос и беседу с пациентом;
  • Тестирование или анкетирование;
  • Психометрические методы;
  • Проективные и нейропсихологические направления

Дополнительно применяются электроэнцефалограмма, анализ крови, рентгенологическое и генетическое обследования.

Лечение частых смен настроения у ребенка

Для лечения перепадов настроения у детей применяют психотерапию, медикаментозное лечение и вспомогательные методики. Своевременное выявление психиатрического расстройства в большинстве случаев позволяет корректировать поведение без лекарственной терапии, только путем сеансов психотерапии.

Комплекс психотерапевтических мероприятий включает:

• Когнитивно-поведенческую терапию;
  • Семейную психотерапию;
  • Ситуационно-психологические тренинги;
  • Классический психоанализ;
  • Личностно ориентированную психотерапию;
  • Десенсибилизацию

Среди лекарственных препаратов в отношении частой смены настроения эффективны антидепрессанты, седативные и ноотропные средства. В запущенных случаях требуется курс терапии в стационаре. Специалисты нашей клиники к медикаментозному лечению перепадов настроения у детей прибегают только при наличии показаний. Среди препаратов мы отдаем предпочтение современным и качественным веществам с доказанной эффективностью и низким риском побочных действий.

Выбор способа терапии осуществляется индивидуально для каждого пациента с учетом личностных особенностей, тяжести и вида заболевания.

На период лечения для повышения её эффективности необходимо создать благоприятную обстановку в семье, устранить конфликты и негативное влияние окружающих.

Для предотвращения прогрессирования расстройства и возникновения рецидивов для коррекции поведения применяют дополнительные методики:

• Арт-терапию;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Музыкотерапию;
  • Гипербарическую оксигенацию

Правильно подобранная терапия позволяет восстановить психическое здоровье и снизить выраженность симптомов. Пройти консультацию специалиста и получить квалифицированную психиатрическую помощь можно в клинике «Корсаков» в удобное для вас время и по доступной цене.