Реабилитация пожилых людей

Из-за особенностей возрастной группы, реабилитация пожилых пациентов достаточно сложна и трудоемка. Сам процесс проводится по нескольким направлениям и при корректном проведении каждого из этапов можно добиться длительного сохранения социальной функции пожилых пациентов и обеспечить им нормальное качество жизни.

Реабилитация пожилых пациентов – возможность максимально продлить период благополучия

Возрастные особенности пожилых пациентов, кроме расстройств психической сферы, заключаются также в определенном эмоциональном состоянии, наличии различной соматической патологии, нередко сразу нескольких заболеваний и общим снижением активности. Именно на указанные моменты и направлены работающие реабилитационные программы.

Суть реабилитационных программ в том, чтобы обеспечить максимально возможный по длительности период благополучия для каждого из возрастных пациентов. При этом работа сразу по нескольким программам повышает общую эффективность реабилитации.

Основные направления реабилитации пожилых пациентов

Первостепенной задачей является поддержание оптимального физического и психического состояния таких пациентов. Так как у всех есть хроническая патология различных органов и систем, то необходимо добиваться стойкой ремиссии для этих заболеваний. Давно известен факт отрицательного влияния соматических заболеваний на психическое самочувствие пожилых пациентов. Чем более полная и стойкая компенсация всех заболеваний достигнута, тем благоприятнее будет психическое состояние человека.

У многих пациентов присутствуют последствия неврологических заболеваний, среди которых наиболее частыми являются последствия перенесенных инсультов. В этом отношении важным моментом является улучшение общей активности пациента, если это возможно. Повышение способности по передвижению даже в пределах квартиры, самообслуживанию, возможность обеспечить себе минимальный досуг, путь и в виде просмотра телевизора или чтения газет – благотворно влияют на психическое состояние пожилого человека.

В тех ситуациях, когда преодолеть последствия неврологической катастрофы невозможно – пациент остается прикован к постели, необходимо обеспечить полноценный постоянный уход. Лучше если это будут родственники, но если такое невозможно, то нанимаемый персонал, причем к выбору необходимо подойти очень серьезно, чтобы всегда было уважительное и гуманное отношение со стороны сиделки.

Для самого пациента и его родственников важно обеспечить возможность контроля за течением психического расстройства. Всегда можно отметить определенные ухудшения в самочувствии и при необходимости сразу выходить на связь со специалистом. Родственников необходимо поставить в известность об основных моментах заболевания, его прогнозах, факторах, которые могут вызвать ухудшение или, наоборот, необходимы для максимальной стабилизации.

Социальное направление необходимо для того, чтобы предоставить пожилому человеку максимальные возможности для общения. Естественно, что в данной ситуации главное – это внутрисемейное общение. Однако важно обеспечить возможность общаться и с друзьями, знакомыми, бывшими коллегами, пусть даже и при помощи современных средств связи.

Важным моментом в реабилитационной работе становится обеспечение домашнего досуга с тем, чтобы пожилой человек не чувствовал себя одиноким, брошенным, оставленных, так как это достаточно быстро может привести к развитию депрессивного состояния. При этом должна присутствовать интеллектуальная нагрузка.

Психотерапевтическое направление при реабилитации пожилых пациентов

Несмотря на то, что в нашей стране, особенно люди старшего поколения не прониклись в полной мере к психологам, ввиду изначального воспитания. В развитых странах психотерапия становится основным моментом реабилитации возрастных пациентов. У нас ситуация также начинает меняться.

Индивидуальное консультирование, групповая работа по возможности, семейная психотерапия и другие специально подбираемые варианты очень помогают пациентам осознать суть своего состояния, нормально адаптироваться к изменившимся условиям жизни, выбрать для себя сферу максимальных интересов, избежать тревоги и депрессии.

Именно такая комплексная работа и помогает добиваться оптимальных результатов в процессе реабилитации пожилых пациентов. В настоящее время в стране подобные программы функционируют на базе частных психиатрических клиник.