Реабилитация при шизофрении

Шизофрения – очень сложное заболевание, кардинально меняющее личность человека. Хотя в настоящее время полностью эффективного медикаментозного лечения не существует (все в основном направлено на купирование обострений и в меньшей степени на их предупреждение) – комплексная, постоянная медикаментозная поддержка, а также комплекс реабилитационных мероприятий позволяют свести к минимуму проявления и последствия болезни.

Реабилитация при шизофрении – преодоление болезни с минимальными последствиями

Для пациентов, страдающих шизофренией существует несколько терапевтических направлений, которые не исключают друг друга, а напротив, при их совместном применении улучшается общая итоговая эффективность.

Они затрагивают базовые психологические аспекты жизни человека с шизофренией, а также способ взаимодействия с их социальной средой, включая:

• Целенаправленная профилактика злоупотреблений любыми психоактивными веществами, так как такие пациенты находятся в зоне риска;
  • Формирование навыков управления болезнью, включая образование для самого пациента, членов его семьи;
  • Формирование навыков чувства раннего обострения, когда пациент обращается за усилением помощи до развития полноценной клиники обострения;
  • Различные по направлениям реабилитационные программы — социальные навыки, когнитивная и профессиональная подготовка;
  • Подходящие варианты психотерапии – когнитивная, поведенческая и другие виды в виде индивидуальной работы или групповой терапии;
  • Анонимные группы само- и взаимопомощи, поддержки.

Особенности реабилитации на этапе болезни

Когда человек сталкивается с диагнозом шизофрения, одной из основных проблем является полное неведение. Изучение болезни, искоренение ложных представлений о симптомах у самого пациента и его родственников. Базовые знания о психических расстройствах создают пациенту основу для формирования методов контроля болезни.

Вот лишь некоторые направления работы на данном этапе:

• Изучение симптоматики;
  • Тренировка по поиску ранних признаков рецидива;
  • Предотвращение повтора расстройства;
  • Создание, использование планов, заметок;
  • Контроль ежедневных симптомов шизофрении.

Реабилитационная работа

Представлено несколько форм этой терапии.

Основным моментом, требующим особенного внимания, является улучшение способности человека мыслить и взаимодействовать с окружающим миром. Устраняется дефицит навыков, в том числе и эмоциональных, вызванных заболеванием.

Отличную результативность показывает программа профессионального обучения и поддержки. Если болезнь формируется в течение нескольких лет, то в этот период теряются все навыки, необходимы для эффективной работы. Профессиональное обучение направлено на то, чтобы изменить это.

Подобные тренинги помогают человеку с шизофренией перестать быть иждивенцем и найти оплачиваемую должность. Профессиональное направление в значительной мере позволяет долго сохранять коммуникативные навыки.

Когнитивные тренировки предназначены для устранения познавательного дефицита за счет использования методики «поощрения». Формирование центров интеллектуальной работы в мозгу быстрее происходит при ряде упражнений, включая обучение работе на ПК.

Также важна терапия социальных навыков, поскольку у больных возникают проблемы с пониманием социальных сигналов. Эмоциональную холодность преодолеть практически невозможно, но реально развить коммуникативные навыки, компенсирующие данный дефект. Причем работа проводится, как с самим пациентов, так и с его ближайшим окружением.

Психотерапевтическая работа при шизофрении

Различные виды психотерапии могут быть полезны при лечении болезни. Чаще всего используется параллельно несколько методов.

Очная консультация «один на один» полезна, как и семейная терапия. Когнитивная поведенческая терапия (КПТ) изучает мыслительные процессы человека. Данный метод эффективен в ситуациях, где препараты не оказывают должного эффекта, не предотвращают рецидив. Эта методика учит человека не обращать внимания на слуховые галлюцинации, не слушать голоса.

Чем изначально полезна психотерапевтическая работа с пациентом:

• Облегчение общения с друзьями, родственниками;
  • Избавление от злоупотребления психоактивными веществами;
  • Поощрение самостоятельного выбора образа жизни;
  • Развитие социальных навыков;
  • Помощь в преодолении стрессовых и кризисных ситуаций;
  • Смягчение проявлений тревоги, депрессии и других внутренних переживаний.

Реабилитационная работа в группах

Общение пациентов между собой в группах не может заменить родственные связи, но оно помогает наладить коммуникативные связи, не испытывать одиночество и получить поддержку в тяжелые моменты. Часто понять пациентов могут только другие пациенты.