Старческое слабоумие

Старческое слабоумие или различные типы деменции позднего возраста – это обширная группа различных болезней основным симптомом и внешним проявлением которых является резкое и всестороннее снижение интеллектуального уровня человека – дементный синдром, а также сопутствующие нарушения – памяти, внимания, эмоций, движения. Об основных причинах, формах и проявлениях слабоумия мы поговорим

Старческое слабоумие – опасность для каждого

Старость подразумевает постепенное угасание функций организма и в этом отношении центральная нервная система – наиболее уязвима. Однако по целому ряду причин этот процесс может начинаться раньше, проходить интенсивнее, могут появляться выраженные расстройства деятельности головного мозга – интеллект, память, эмоции, внимание, знания, навыки.

Такое состояние отличается от физиологического старения и носит название старческого слабоумия или деменции. Данный термин не относится к конкретному заболеванию, а к общему появлению определенных симптомов («синдрома»), которые могут иметь множество причин. В целом, этот термин включает более 50 форм болезни.

Выделяют множество вариантов слабоумия – болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, слабоумие с тельцами Леви, сосудистая деменция, старческий маразм, другие виды слабоумия. Объединяющим моментом является то, что во всех формах недуга, умственные способности нарушаются в долгосрочной перспективе. Другие симптомы и точный ход варьируются в зависимости от формы заболевания.

Деменция неизлечима, но правильное лечение может замедлить прогресс заболевания.

Важнейшие проявления старческого слабоумия

Начало симптомов слабоумия – это проблемы с краткосрочной памятью: люди становятся все более забывчивыми, часто теряют смысл беседы и испытывают трудности с концентрацией внимания. Иногда общие понятия внезапно не могут прийти в голову при разговоре. Проблемы с ориентацией во внешней среде также являются первыми признаками данного типа заболевания. Возможные симптомы включают проблемы с внимательным слушанием, последовательной речью и ориентацией.

Продвинутые симптомы слабоумия влияют на долгосрочную память. Они все меньше и меньше способны помнить прошлое. В какой-то момент они больше не узнают близких. Признаки деменции включают нарушения походки, замедление, нарушение опорожнения мочевого пузыря, трудности с концентрацией внимания, изменения личности и психические симптомы, такие как депрессия. Нередко присоединяются галлюцинации, позже появляются изменения в личности и часто странное поведение: люди обычно легко раздражительны, агрессивны и действуют бестактно или неловко. Также возможны чрезмерное питание и апатия.

На поздних стадиях течения слабоумия, вне зависимости от формы, пациенты физически ослабевают и нуждаются в помощи при любых видах деятельности.

Постановка диагноза деменции

Чаще всего пациенты длительно наблюдаются терапевтами, неврологами, другими специалистами по поводу имеющейся патологии. К психиатру обращаются же при значительных изменениях в поведении.

Изучение данных медицинской документации, тщательный осмотр и беседа с психиатром – позволяют выявить факт интеллектуального снижения у пациента или деменции. Все лабораторные, инструментальные, специальные тестовые методы помогают установить диагноз конкретного типа слабоумия. На основании этого момента побирается адекватная терапия и делается прогноз.

Основные направления лечения и общий прогноз

Пациентам первоначально необходимо создать максимально комфортные условия, стараться заинтересовать их любой деятельностью, обеспечить необходимый уровень повседневного ухода.

Медикаментозная терапия, направленная на лечение сопутствующей патологии необходима для полной стабилизации физического состояния, так как любые ухудшения самочувствия немедленно, негативно отражаются на проявлениях слабоумия.

Группа препаратов, направленных на максимальное замедление дементных процессов в головном мозге, а также препараты, улучшающие питание и оксигенацию клеток головного мозга.

Группа психотропных препаратов, преимущественно седативных, направленных на коррекцию выраженных нарушений поведения, психотических проявлений – бред, галлюцинации, психомоторного возбуждения.

Важными по значимости являются психотерапевтические методики – групповые сеансы, трудотерапия, чтение, решение кроссвордов, занятия творчеством или прослушивание музыки и многие другие варианты. Их цель не в развитии таланта, а в том, чтобы любыми способами стимулировать деятельность головного мозга, что значительно отодвигает общий прогресс слабоумия.

Прогноз течения болезни

Вопреки различным возможностям лечения, как правило, недуг неизлечим. Личность пациента необратимо нарушена. Однако с активностью, занятостью и человеческим вниманием качество жизни больных недугом может значительно улучшится. Терапия направлена на облегчение симптомов и замедление его прогрессирования. Это помогает больному вести независимую и самостоятельную жизнь как можно дольше.