Тики, синдром навязчивых движений

Нервный тик представляет собой неконтролируемое сокращение мышц. Причиной этого чаще всего является повышенная активность подкорковых ядер и наличие очагов возбуждения в головном мозге. Путем совершения тика нервная система «разряжает» перевозбуждение. Синдром навязчивых движений обычно сопровождает обсессивно-компульсивное психическое расстройство и связан с одержимостью ребенка определенной идеей или действием.

В клинике «Корсаков» работают врачи-психиатры и психотерапевты с большим опытом работы лечения неврозов и психических расстройств у взрослых и детей различной сложности.

Причины нервного тика и синдрома навязчивых у детей

Нервный тик является разновидность гиперкинеза у детей и развивается в ответ на перевозбуждение нервной системы. В большинстве случаев невроз появляется в результате дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые регулируют мышечный тонус, позу, мимику и двигательные акты. Определенная причина нервного тика в настоящее время неизвестна, выделяют предрасполагающие факторы его развития:

• Внутриутробная гипоксия;
  • Органические заболевания головного мозга;
  • Болезни сердечно-сосудистой и эндокринной системы матери во время беременности;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Травмы во время родов;
  • Прием некоторых лекарств;
  • Недостаток витаминов;
  • Затяжная желтуха новорожденных

Синдром навязчивых движений обычно развивается у боязливых, нерешительных, истеричных личностей, которым не могут побороть свои страхи и негативные эмоции.

У детей дошкольного и школьного возраста причиной появления невроза навязчивых движения может стать:

• Длительное пребывание за компьютером;
  • Частые заболевания;
  • Сахарный диабет;
  • Недостаточная физическая активность;
  • Психотравмирующая ситуация

В группе риска формирования нервных тиков находятся дети с повышенной активностью, перенесшие травмы головы, острые инфекционные заболевания, а также с болезнями сердца.

В ряде случаев синдром навязчивых движений развивается у лиц с обсессивно-компульсивным расстройством. При котором имеются нежелательные мысли, а облегчение состояние наступает после проведения «ритуала» в виде стереотипных движений.

Симптомы

Клиническими проявлениями синдрома навязчивых состояний является появление регулярных, цикличных и монотонных действий, которые ребенок не в состоянии самостоятельно контролировать.

К навязчивым движениям у детей относятся:

• Покусывание губ;
  • Причмокивание;
  • Моргание;
  • Обгрызание ногтей;
  • Покашливание;
  • Сосание пальцев;
  • Кивание головой;
  • Щелкание пальцев;
  • Скрежет зубами;
  • Выдергивание волос;
  • Колебания туловища;
  • Амплитудные движения конечностей

Ребенок в состоянии невроза становится агрессивным или эмоционально подавленным, тревожным и напряженным. Все это влияет на физическую и умственную работоспособность, приводит к функциональным расстройствам сердечной, дыхательной и пищеварительной систем.

Осложнения нервозного синдрома

Дети с признаками навязчивых движений чувствуют себя опущенными, замыкаются в себе. Неприятными последствиями заболеваниями являются:

• Неспособность к обучению;
  • Ослабление иммунитета;
  • Подверженность к инфекционным болезням;
  • Дисфункции в работе сердца;
  • Отчужденность, отсутствие желания к общению и доверия к окружающим;
  • Конфликтность;
  • Усталость;
  • Бессонница;
  • Снижение интеллекта;
  • Низкая самооценка;
  • Плохой аппетит;
  • Панические атаки

Диагностика

Диагностикой и лечением навязчивых состояний у детей занимаются невропатологи и психиатры. На первом этапе диагностики специалист проводит опрос пациента и сбор жалоб. Далее, с целью исключения органической патологии, назначаются лабораторные и инструментальные исследования:

• КТ или МРТ головного мозга;
  • УЗИ;
  • Электроэнцефалограмма;
  • Реоэенцефалограмма;
  • Общий и биохимический анализ крови;
  • Анализ мочи

Также необходимо выяснить общее состояние здоровья, наличие очагов хронической инфекции. Иногда потребуется консультация смежных специалистов. В психиатрической клинике «Корсаков» имеется все необходимое для диагностики психических расстройств. Чтобы поставить точный диагноз исследования проводят при помощи современного, качественного оборудования.

Лечение тиков и синдрома навязчивых состояний у детей

Лечение тиков и навязчивых движений у детей должно быть комплексным. При легкой степени заболевания достаточно сеансов психотерапии, коррекции поведения и нормализации обстановки в семье. При этом рекомендуется сократить время пребывания за компьютером, чаще проводить прогулки на свежем воздухе, организовать занятия физической активности, устранить конфликты дома.

В настоящее время для симптоматического лечения гиперкинезов применяют введение ботулотоксина. Его эффект заключается в том, что мышца перестает сокращаться и нервный тик прекращается.

При установлении органической патологии головного мозга применяют нейрохирургическое лечение. При этом с помощью лазера удаляют участки избыточного возбуждения.

Среди лекарственных препаратов при синдроме навязчивых состояний используют седативные, антитревожные лекарства, ноотропы и витамины. Кроме этого, комплекс лечебных процедур включает:

• Физиотерапию: иглоукалывание, массаж, водные процедуры;
  • Занятия спортом;
  • Артерапию;
  • Активные игры на природе;
  • Йогу

СНД относят к обратимым состояниям, поэтому своевременное обращение к специалисту и соблюдение рекомендаций позволяют предотвратить осложнения и риск появления рецидивов.

Специалисты психиатрического медицинского центра «Корсаков» для лечения тиков и СНД у детей используют традиционные, современные и авторские методики, которые обладают доказанной эффективностью. Опытные врачи нашей клиники на консультации назначат перечень необходимых диагностических мероприятий и проведут коррекционную программу для выявления и устранения психологических и неврологических расстройств.