Тревожные расстройства у детей

Тревожное расстройство у ребенка проявляется чрезмерным страхом, беспокойством и тревогой при отсутствии на это видимых причин. Однако, такую эмоцию ребенок испытывает и в норме, так как она помогает подготовиться и справиться с различными раздражителями и напряжением. Тревога в незначительной мере оказывает пользу организму, но когда она принимает форму навязчивых мыслей и действий, фобий и панических атак, развивается психическое расстройство, которое требует консультации специалиста и лечения.

В медицинском центре «Корсаков» работают детские и подростковые психологи и психотерапевты с большим опытом работы по лечению тревожности у детей любого возраста и сложности.

Причины тревожности у детей

Тревога усиливает концентрацию внимания и активирует механизмы борьбы при возникновении угрозы. Поэтому причиной тревожности может быть влияние факторов окружающей среды:

• Экзамены;
  • Семейная трагедия;
  • Эмоциональные потрясения из-за смены места жительства и обучения;
  • Гиперопека;
  • Депрессия у родителей;
  • Бессонница;
  • Природные катаклизмы;
  • Директивное воспитание;
  • Психастеническое состояние мамы

Единичная психотравма не вызывает стабильных расстройств, однако частые невротические потрясения приводят к физическому и моральному истощению организма.

Выделяют врожденные факторы, при которых тревожность имеется у родителей и родственников. Также чрезмерную тревожность у детей могут провоцировать заболевания эндокринной системы, органов дыхания и хронический болевой синдром. В группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.

Классификация тревожных расстройств

Тревожные расстройства у детей классифицируют в зависимости от клинической симптоматики на:

• Генерализованное тревожное расстройство сопровождается беспокойством ребенка по любому поводу, что мешает ему вести обычную жизнь и общаться с родителями и сверстниками;
  • Панические атаки проявляются приступами чувства страха и физическими его симптомами;
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. У детей с ОКР имеются так называемые «ритуалы» в виде навязчивых действий и мыслей, например, частое мытье рук из-за страха заражения микробами;
  • Избирательная немота и фобии появляются при влиянии определенных факторов;
  • Фобии являются устойчивым страхом определенного объекта или ситуации;
  • Посттравматическое стрессовое расстройство возникает после переживания травмирующего события. Симптомами ПТСР у детей могут быть ночные кошмары, частые воспоминания, расстройства желудочно-кишечного тракта и мочевой системы;
  • Сепарационная тревога — состояние, которое возникает у ребенка с сильной эмоциональной привязанностью к родителям и сопровождается страхом разлуки

Симптомы тревожного расстройства

Основным симптомом тревожного расстройства является постоянное напряжение, навязчивые негативные мысли и страхи, отсутствие возможности отвлечься и расслабиться.

Все симптомы тревоги делят на физические и когнитивные. К первым относят:

• Тошноту, рвоту;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Головокружение;
  • Быстрое утомление;
  • Слабость;
  • Потоотделение;
  • Бессонницу;
  • Сухость во рту;
  • Расстройство желудочно-кишечного тракта

Вышеперечисленные симптомы обусловлены активацией симпатической нервной системы и побуждают поведенческие и мыслительные реакции.

Активация когнитивной системы зачастую ведет к субъективным опасениям, нервозности, трудностям с концентрацией внимания и панике. Когнитивными и поведенческими признаками тревоги являются:

• Навязчивые движения и подергивания;
  • Заикание;
  • Плач;
  • Дрожание;
  • Сосание пальца;
  • Мысли о причинении себе вреда;
  • Нарушение концентрации внимания;
  • Забывчивость;
  • Мысли о болезни

Обычно когнитивные, физические и поведенческие симптомы сочетаются между собой, а преобладание определенной реакции дает возможность установить форму психического расстройства.

Осложнения

Эмоциональные тревожные расстройства с детского возраста приводят к нарушению критического мышления, социальной дезадаптации и депрессии. Кроме этого, длительная тревожность приводит к гипереактивности симпатической нервной системы, что провоцирует функциональные изменения в работе различных органов и систем.

Тревожные дети из-за негативных мыслей и страхов замыкаются в себе, чувствуют себя одинокими и перестают общаться с окружающими. В запущенных случаях такое состояние приводит к депрессии и суицидальным мыслям.

Диагностика

Обследование ребенка при подозрении на тревожное расстройство проводит врач-психиатр. В психиатрической клинике «Корсаков» работают специалисты в области детской и подростковой психиатрии. Для диагностики психических расстройств у детей наши врачи используют индивидуальный подход и современные методики.

Чтобы поставить диагноз тревожного расстройства психиатры проводят обследование путем наблюдения, опроса и беседы с пациентами, а также используют опросники и специальные проективные тесты для более детального обследования психики ребенка.

Так как невротические состояния у ребенка зачастую связаны с проблемами в семье, для полного выздоровления требуется консультация смежных специалистов. При необходимости в нашей клинике вы можете получить консультацию семейного и взрослого психиатра. Для дифференциальной диагностики психического расстройства с органической патологией врачи медицинского центра «Корсаков» назначают перечень необходимых обследований и консультации врачей другого профиля.

Лечение тревожных расстройств у детей

Квалифицированная психиатрическая помощь детям при тревожных расстройствах оказывают врачи клиники «Корсаков». Для лечения психиатрических расстройств наши специалисты используют традиционные и современные методики, среди которых:

• Психотерапия, которая представляет собой сеансы когнитивно-поведенческой терапии, на котором психиатр заменяет негативные суждения пациента, выявляет их причину и дает другие установки, помогающие побороть страхи и тревогу;
  • Артерапия и терапия светом дают прилив новых сил, позволяет испытать положительные эмоции;
  • Гештальт-терапия является разновидностью семейной психотерапии и особенно эффективна, когда имеются конфликты в семье;
  • Медикаментозное лечение назначается индивидуально и зачастую короткими курсами в качестве вспомогательной терапии

Важным этапом в лечении психического расстройства у ребенка является желание и помощь родителей, построение доверительных отношений среди всех членов семьи, использовании правильных способов воспитания, а также исключения диктаторства. Соблюдение рекомендаций специалиста и своевременно начатая терапия повышают вероятность выздоровления и снижают риск развития осложнений.