Отклонения, связанные с нарушением мышления у детей
Мышление является неотъемлемой частью жизни человека: отвечает за процесс познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Его расстройство приводит к нарушению мыслительной деятельности и речи, может провоцировать маниакальные, депрессивные и апатические синдромы. У детей встречается замедление, ускорение и искажение различных видов мышления. На начальных этапах прогрессирование болезни можно остановить, поэтому при появлении первых признаков расстройства мышления рекомендуется консультация специалиста.
Причины расстройства мышления
В основе нарушения мышления у детей, главным образом, лежит влияние на центральную нервную систему множества факторов:
- Черепно-мозговые травмы;
- Патологии сердечно-сосудистой системы;
- Интоксикация;
- Дисбаланс гормонов и нейромедиаторов;
- Гипоксия;
- Эпилепсия;
- Поражения сосудов мозга;
- Дегенеративные и воспалительные заболевания центральной нервной системы;
- Опухоли мозга;
- Стрессы и неврозы;
- Психозы
Виды расстройства мышления
Нарушения мышления делят на две большие группы — количественные и качественные. Количественные расстройства мышления включают в себя:
- Изменение темпа: оно может быть ускоренным или замедленным;
- Нарушение подвижности: детализированное, обстоятельное и вязкое;
- Нарушение целенаправленности мышления приводит к резонерству и витиеватости;
- Нарушение логического и грамматического строя мыслительного процесса влечет за собой разорванность, паралогичность, символичность и соскальзывание.
При нарушении количественного расстройства мышления интеллектуальные операции могут сохраняться, однако за счет отсутствия логической связи, ускорения или замедления, речь становится непонятной для окружающих.
Качественные расстройства также называют расстройствами содержания и структуры идей. Сюда входят:
- Навязчивые идеи характеризуются появлением неотступных мыслей, от которых страдает сам больной и он не в состоянии контролировать их появление и исчезновение;
- Сверхценные идеи развиваются, когда больной придает большое значение идеям, занимающее в жизни незаслуженное место;
- Бред может быть паранойяльным, парафренным и параноидным. Он обусловлен появлением умозаключений, которые не поддаются влиянию разубеждения и нарушают адаптацию во внешней среде;
- Доминирующие идеи занимают самую большую роль среди остальных.
Другая классификация нарушений мышления выделяет три типа расстройств:
- Нарушение динамики мышления включает его ускорение и инертность, непоследовательность суждений, отвлекаемость пациентов;
- Нарушение операционного компонента состоит в искажении и снижении уровня обобщения;
- Нарушение мотивационно-личностного компонента заключается в разноплановости мышления, склонности к бесплодному мудрствованию, нарушении крики и ассоциаций.
Симптомы нарушения мышления у детей
Заподозрить нарушение мышления у детей можно по окончанию раннего возрастного периода, когда в норме должна сформироваться интеллектуальная деятельность.
Симптомы нарушения мыслительных процессов отличаются в зависимости от патологии психики. Маниакальные расстройства сопровождаются его ускорением, появлением бессвязной, быстрой речи и скачками идей. Для депрессии характерно замедление мышления и тогда речь становится медленной с периодическими приступами мутизма.
Также нарушения мышления могут проявляться переходом правильно построенной речи к неадекватным и нелогическим рассуждениям. При символичности мышления пациенты используют понятия, смысл которых известен только ему самому.
При резонерстве возникают пустые, бесплодные и расплывчатые рассуждения, не имеющие смысла. Паралогичность мышления сопровождается построением речи из случайных фактов и событий из жизни.
Появление бредовых идей влияет на поведение ребенка, они имеют нелепое содержание, отсутствует критика. Наличие бреда является признаком психоза, что требует немедленного лечения. У детей имеется ряд особенностей бредообразования, к которым относят:
- Появление вторичного бреда, основанного на галлюцинаторных переживаниях;
- Расплывчатость и его незавершенность;
- Недоверие к близким и полное отчуждение от внешнего мира;
- Примитивность характерна для детей младшего возраста;
- Аффектогенность — связь бредовых идей с увиденным и прочтенным.
Диагностика расстройства мышления
Обследование пациентов с расстройствами мышления проводит психиатр и психотерапевт. Наиболее эффективны специальные психологические тесты:
- Пиктограммы;
- Сопоставления;
- Ассоциации;
- Интерпретации метафор и пословиц;
- Создания аналогий;
- Классификации
Дополнительно, в целях исключения органической патологии проводится:
- Осмотр невролога;
- Электроэнцефалограмма;
- МРТ и КТ головного мозга;
- Ультразвуковая диагностика сосудов мозга
В клинике «Корсаков» проводится обследование пациентов при помощи современного диагностического оборудования с высоким уровнем точности. Чтобы подтвердить диагноз, наши специалисты используют различные клинические методики для оценки адекватности реакции больного, способности к продуктивному контакту, целенаправленности и логичности речи.
Лечение расстройства мышления
Терапия нарушения мышления определяется видом расстройства и его тяжестью. Специалисты нашего медицинского центра для лечения психических отклонений, связанных с расстройством мышления используют комплексный и индивидуальный поход, который включает:
- Лекарственную терапию;
- Сеансы семейной и индивидуальной психотерапии;
- Когнитивные тренинги и упражнения
Течение психического расстройства предсказать сложно, однако своевременная терапия, коррекция и обучение когнитивных навыков позволяет ребенку адаптироваться и наладить контакт с окружающими.