Отклонения, связанные с нарушением мышления у детей

Мышление является неотъемлемой частью жизни человека: отвечает за процесс познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Его расстройство приводит к нарушению мыслительной деятельности и речи, может провоцировать маниакальные, депрессивные и апатические синдромы. У детей встречается замедление, ускорение и искажение различных видов мышления. На начальных этапах прогрессирование болезни можно остановить, поэтому при появлении первых признаков расстройства мышления рекомендуется консультация специалиста.

Причины расстройства мышления

В основе нарушения мышления у детей, главным образом, лежит влияние на центральную нервную систему множества факторов:

• Черепно-мозговые травмы;
  • Патологии сердечно-сосудистой системы;
  • Интоксикация;
  • Дисбаланс гормонов и нейромедиаторов;
  • Гипоксия;
  • Эпилепсия;
  • Поражения сосудов мозга;
  • Дегенеративные и воспалительные заболевания центральной нервной системы;
  • Опухоли мозга;
  • Стрессы и неврозы;
  • Психозы

Виды расстройства мышления

Нарушения мышления делят на две большие группы — количественные и качественные. Количественные расстройства мышления включают в себя:

• Изменение темпа: оно может быть ускоренным или замедленным;
  • Нарушение подвижности: детализированное, обстоятельное и вязкое;
  • Нарушение целенаправленности мышления приводит к резонерству и витиеватости;
  • Нарушение логического и грамматического строя мыслительного процесса влечет за собой разорванность, паралогичность, символичность и соскальзывание.

При нарушении количественного расстройства мышления интеллектуальные операции могут сохраняться, однако за счет отсутствия логической связи, ускорения или замедления, речь становится непонятной для окружающих.

Качественные расстройства также называют расстройствами содержания и структуры идей. Сюда входят:

• Навязчивые идеи характеризуются появлением неотступных мыслей, от которых страдает сам больной и он не в состоянии контролировать их появление и исчезновение;
  • Сверхценные идеи развиваются, когда больной придает большое значение идеям, занимающее в жизни незаслуженное место;
  • Бред может быть паранойяльным, парафренным и параноидным. Он обусловлен появлением умозаключений, которые не поддаются влиянию разубеждения и нарушают адаптацию во внешней среде;
  • Доминирующие идеи занимают самую большую роль среди остальных.

Другая классификация нарушений мышления выделяет три типа расстройств:

• Нарушение динамики мышления включает его ускорение и инертность, непоследовательность суждений, отвлекаемость пациентов;
  • Нарушение операционного компонента состоит в искажении и снижении уровня обобщения;
  • Нарушение мотивационно-личностного компонента заключается в разноплановости мышления, склонности к бесплодному мудрствованию, нарушении крики и ассоциаций.

Симптомы нарушения мышления у детей

Заподозрить нарушение мышления у детей можно по окончанию раннего возрастного периода, когда в норме должна сформироваться интеллектуальная деятельность.

Симптомы нарушения мыслительных процессов отличаются в зависимости от патологии психики. Маниакальные расстройства сопровождаются его ускорением, появлением бессвязной, быстрой речи и скачками идей. Для депрессии характерно замедление мышления и тогда речь становится медленной с периодическими приступами мутизма.

Также нарушения мышления могут проявляться переходом правильно построенной речи к неадекватным и нелогическим рассуждениям. При символичности мышления пациенты используют понятия, смысл которых известен только ему самому.

При резонерстве возникают пустые, бесплодные и расплывчатые рассуждения, не имеющие смысла. Паралогичность мышления сопровождается построением речи из случайных фактов и событий из жизни.

Появление бредовых идей влияет на поведение ребенка, они имеют нелепое содержание, отсутствует критика. Наличие бреда является признаком психоза, что требует немедленного лечения. У детей имеется ряд особенностей бредообразования, к которым относят:

• Появление вторичного бреда, основанного на галлюцинаторных переживаниях;
  • Расплывчатость и его незавершенность;
  • Недоверие к близким и полное отчуждение от внешнего мира;
  • Примитивность характерна для детей младшего возраста;
  • Аффектогенность — связь бредовых идей с увиденным и прочтенным.

Диагностика расстройства мышления

Обследование пациентов с расстройствами мышления проводит психиатр и психотерапевт. Наиболее эффективны специальные психологические тесты:

• Пиктограммы;
  • Сопоставления;
  • Ассоциации;
  • Интерпретации метафор и пословиц;
  • Создания аналогий;
  • Классификации

Дополнительно, в целях исключения органической патологии проводится:

• Осмотр невролога;
  • Электроэнцефалограмма;
  • МРТ и КТ головного мозга;
  • Ультразвуковая диагностика сосудов мозга

В клинике «Корсаков» проводится обследование пациентов при помощи современного диагностического оборудования с высоким уровнем точности. Чтобы подтвердить диагноз, наши специалисты используют различные клинические методики для оценки адекватности реакции больного, способности к продуктивному контакту, целенаправленности и логичности речи.

Лечение расстройства мышления

Терапия нарушения мышления определяется видом расстройства и его тяжестью. Специалисты нашего медицинского центра для лечения психических отклонений, связанных с расстройством мышления используют комплексный и индивидуальный поход, который включает:

• Лекарственную терапию;
  • Сеансы семейной и индивидуальной психотерапии;
  • Когнитивные тренинги и упражнения

Течение психического расстройства предсказать сложно, однако своевременная терапия, коррекция и обучение когнитивных навыков позволяет ребенку адаптироваться и наладить контакт с окружающими.