Страхи и фобии у детей

Страхи и фобии у детей возникают в любом возрасте и чаще всего носят специфический характер. Симптомы страха появляются при возникновении угрозы, однако при патологии они сопровождают ребенка в повседневной жизни. Организм реагирует на опасность учащением сердцебиения, потливостью, изменением в работе дыхательной и пищеварительной систем.

В психиатрической клинике «Корсаков» лечением и диагностикой патологической боязни занимаются специалисты высшей квалификации, применяющие эффективные авторские методики с подбором индивидуально для каждого пациента.

Причины страха и фобий у детей

Основной причиной страха и фобий у детей является испуг, причиной которого может послужить:

• Паника у родителей;
  • Боевые и стихийные бедствия;
  • Травма;
  • Падение;
  • Смерть родных;
  • Авария

Предрасполагающими факторами развития фобий являются:

• Женский пол — девочки чаще жалуются на боязнь;
  • Возраст — чем меньше ребенок, тем больше он боится;
  • Наследственность;
  • Отсутствие физических нагрузок;
  • Патология во время беременности;
  • Болезни мозга и центральной нервной системы

Также способствует развитию страхов у детей неблагоприятная обстановка в семье:

• Частые ссоры и крики;
  • Гиперопека;
  • Отсутствие общения с окружающими;
  • Психические расстройства;
  • Игнорирование проблем ребенка;
  • Фобии у родителей;
  • Увлечение фантастическими фильмами и книгами;
  • Межличностный конфликт;
  • Постоянное напряжение

Группу риска составляют тревожно-мнительные, впечатлительные и дети, подверженные внушению. Пусковым механизмом становятся внешние условия – стрессовая ситуация с испугом, высокая тревожность родителя, деструктивный стиль воспитания.

Полностью исключить причины фобии у ребенка невозможно, однако положительная обстановка дома и доверительные отношения в семье существенно повышают эффект терапии и профилактику рецидивов.

Разновидности страхов и фобий у детей

У детей разного возраста превалируют многообразные виды страхов:

• У новорожденных и детей до года возникает страх разлуки с мамой;
  • В 2-5 лет превалирует страх темноты, наказания, боли и животных;
  • В подростковом возрасте чаще всего наблюдается страх смерти и стихийных бедствий

По характеру страхи делят на социальные и природные. Последние возникают в раннем возрасте и связаны с инстинктами.

Устойчивое, неконтролируемое переживание определенной ситуации или объекта называют фобией. В зависимости от причины или фабулы, их делят на:

• Специфические — боязнь конкретного обстоятельства, животных, крови, пауков, заболеваний;
  • Агорафобии — страх открытого пространства и выйти из дома;
  • Социальные — страх реакции окружающих, большого скопления людей и публичного выступления

Тяжелые формы фобий принимают форму панических атак, которые сопровождаются выраженными вегетативными симптомами и функциональными расстройствами. Поэтому при затяжных и навязчивых ощущениях страха у ребенка необходимо обратиться к специалисту, так как своевременное лечение позволяет избавиться от страха навсегда и за короткий срок.

Симптомы страха и фобий у ребенка

Появление симптомов тревожности и страха у детей можно заметить, начиная с дошкольного возраста, так как в более раннем периоде у них отсутствует критическое мышление. При этом стоит обратить внимание на замкнутость, изменение эмоционального фона и поведения, агрессивность. Истинные фобии развиваются у детей 6-8 лет, когда они уже могут полноценно описать своей состояние и указать на причину.

Страх является эмоцией и сопровождается повышением активности симпатической нервной системы, что вызывает:

• Учащение сердцебиения;
  • Тошноту, иногда рвоту;
  • Головокружения;
  • Повышенную потливость;
  • Слабость;
  • Бессонницу;
  • Ощущение удушья и нехватки воздуха

Другими признаками фобии у ребенка может быть смена поведения и эмоционального фона:

• Капризы;
  • Плач или оцепенение при виде объекта страха;
  • Постоянное напряжение;
  • Снижение аппетита;
  • Рассеянность внимания;
  • Забывчивость

Длительное эмоциональное напряжение и активность симпатической нервной системы приводят к эмоциональному и физическому истощению, что негативно влияет на обучение, общение и дальнейшее развитие ребенка.

Что делать

Если у ребенка имеются симптомы панических расстройств, то нужно осторожно и ненастойчиво спросить его об этом, провести доверительную беседу и попытаться узнать причину. Чтобы успокоить его, продемонстрируйте спокойствие и уверенность в себе, убедите его в том, что он находится в безопасности.

Чтобы уменьшить уровень тревожности, необходимо уделять больше времени ребенку, обеспечить комфортную и уютную обстановку дома, записать в художественную или спортивную секцию, наладить отношения в семье и избегать ссор.

Диагностика страхов и фобий у детей

В медицинском центре «Корсаков» для диагностики фобий специалисты используют полноценный доверительный контакт между врачом и ребенком. Обследование проводится в комфортабельных условиях и включает в себя:

• Беседу с пациентом;
  • Анкетирование или использование опросников и тестов;
  • Методики самоотчета;
  • Интерактивные игры

Лечение страха и фобий у детей

Основным методом фобий у детей является когнитивно-поведенческая терапия. Специалисты клиники «Корсаков» применяют современные и авторские методики, которые позволяют устранить рефлекторные реакции на объект страха и избавиться от него навсегда. Среди них:

• Десентизация;
  • Обучение релаксации;
  • «Сближение»;
  • Когнитивная переработка

Такие психотерапевтические подходы корректируют иррациональное представление об угрожающем стимуле, вырабатывает умение расслабляться, повышает уверенность в себе, формирует готовность к работе с фобией. Постепенно реакция ребенка угасает, а на завершающем этапе полностью исчезает.

Если развиваются панические приступы, сопровождающиеся вегетативными и функциональными расстройствами, то лечение включает медикаментозную терапию. Наши специалисты используют препараты с доказанной эффективностью и минимальными побочными действиями. В дополнение к основному лечению или в процессе реабилитации применяют арт-терапию, музыкотерапию и ароматерапию, действие которых вызывает положительные эмоции у ребенка и помогает справиться со страхом.