Вегето-сосудистая дистония (ВСД, НЦД)

Почему мы отлично лечим вегето-сосудистую дистонию?
  1. Потому что мы первым делом ставим правильный диагноз (ведь ВСД просто не существует)
  2. Если мы поставили правильный диагноз, мы знаем, как лечить (иначе ВСД можно лечить годами)
  3. Если мы знаем, что и как лечить, лечение проходит быстро, легко и в некоторых случаях даже приятно
  4. У нас есть не только врачи-психиатры (это они разберуться с тем, что у вас скрывается под видом ВСД), но и классные психологи и психотерапевты, которые подключаются к лечению по мере необходимости
  5. Если нужно будет какое-то время провести под наблюдением, у нас есть прекрасное санаторное отделение

Как ни странно, один из самых распространенных «легких» терапевтических, кардиологических и неврологических диагнозов – вегето-сосудистая дистония/ВСД/НЦД – нейроциркуляторная дистония, просто отсутствует в классификации МКБ-Х. В итоге многим врачам, проще всего выставить несуществующий диагноз и назначить неэффективное лечение, чем вести кропотливый диагностический поиск.

Нигде в мире, за исключением постсоветского пространства данный диагноз вегето-сосудистой дистонии (ВСД), а также близкие ему – нейроциркуляторные дистонии (НЦД), кардионеврозы и прочие «малые кардиологические» и «минимальные неврологические» расстройства не выставляются. Единственным вариантом, отраженным в международной классификации болезней, является – «соматоформная вегетативная дисфункция нервной системы – СВДНС», которая входит в рубрику расстройств именно психической сферы и кодируется индивидуальным шифром F.45.3.

Исходя из международных отраслевых рекомендаций лечением этого расстройства должны заниматься именно психиатры.

Проявления заболевания

Ведущими проявлениями в клинике СВДНС являются симптомы, сочетание которых уже должно насторожить терапевта или семейного врача в плане консультативной помощи психиатра. Наиболее выраженными и частыми являются следующие:

• Проявления общего характера к которым относятся повышенная утомляемость, чувство сердцебиения, общая потливость, преходящий тремор конечностей, беспричинное повышение температуры до небольших значений, общее беспокойство по поводу состояния здоровья.
  • Со стороны сердечно сосудистой системы нестабильность артериального давления, чувство перебоев в работе сердца, особенно в стрессовых ситуациях, возможен незначительный дискомфорт в левой половине грудной клетки, ощущение «тяжести в сердце».
  • Со стороны нервной системы головокружение и головные боли, повышенная утомляемость, метеочувствительность, легкая апатия, тяжесть в голове, онемение конечностей.
  • Со стороны дыхательной системы чувство нехватки воздуха, одышка, затрудненное дыхание, форсированное дыхание.
  • Со стороны пищеварительной системы изжога, тяжесть в желудке, метеоризм, аэрофагия, нарушения стула, метеоризм, редкие невыраженные разлитые боли в животе.
  • Со стороны мочевыделительной системы затруднение мочеиспускания, частое обильное или, наоборот, скудное мочеиспускание.
  • Невыраженные слабые летучие боли в различных суставах, а также минимальные проявления со стороны мышечной системы в виде напряжения мышц, редких судорог в отдельных группах мышц.

Важный момент

Очень важным моментом становится то, что все эти проявления сопровождаются значительным психологическим дискомфортом и общим беспокойством пациента за состояние собственного здоровья. Это в свою очередь направляет их к активному обращению к врачам, но тщательное обследование не дает результатов относительно причин возникновения указанных жалоб. В итоге, к огромному сожалению, выставляется диагноз «системного невроза» или «малых дисфункций» и назначается неэффективное лечение.

Верная тактика

Исходя из современных международных рекомендаций, обязательным шагом в таком случае становится консультирование у психиатра. В государственной системе психиатрической помощи для таких пациентов мало шансов получить качественную помощь, как минимум из-за большой загруженности врачей более серьезными «психиатрическими пациентами». Именно поэтому необходимо обращаться к частной психиатрии, где пациенту будет оказано необходимое по объему внимание, будут изучены результаты ранних обследований и назначены дополнительные уточняющие методы. После исключения любых объективных причин, возможно будет выставлен диагноз «соматоформной вегетативной дисфункции нервной системы», что соответствует общепризнанным действительным рекомендациям и будет назначено соответствующее коррекционное лечение.

Наиболее обоснованными мероприятиями становится нормализация образа жизни и привычек, избегание стрессовых ситуаций, общеукрепляющая терапия, адекватная симптоматическая коррекция, а также в некоторых ситуациях бережная седативная и анксиолитическая терапия, а также антидепрессанты. Важным моментом в лечении становится психотерапевтическая работа с пациентом.