Болезнь Альцгеймера

Почему лечить болезнь Альцгеймера лучше у нас?
  1. Никто не сможет упрекнуть вас в том, что вы положили человека на лечение - условия здесь такие, что для пациента это просто санаторий
  2. У нас работают специально обученные психиатры-геронтологи, которые знают всё о болезни Альцгеймера
  3. Средний и младший персонал вышколен и чутко реагирует на любые запросы со стороны пациентов
  4. Руководитель клиники готов лично принимать замечания. Вот его личная почта: mckorsakov@yandex.ru
  5. С пациентами, помимо психиатров, работают психологи, восстанавливают социальные навыки и функции

Болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной формой деменции или приобретенного (старческого) слабоумия. По сути, это самая актуальная проблема психиатрии последних нескольких десятилетий. Заболевание характеризует медленное прогрессирующее изменение головного мозга, приводящее к таким симптомам, как потеря памяти, спутанность сознания и дезориентация. В настоящее время недуг не излечивается, но может быть смягчен и замедлен.

Болезнь Альцгеймера – важные особенности серьезного расстройства

Основой для развития болезни Альцгеймера является деградация или отмирание клеток головного мозга по целому ряду причин, среди которых: возраст, высокое кровяное давление, повышенный уровень холестерина, кальцинация сосудов, генетическая предрасположенность. В мозгу пациентов с болезнью Альцгеймера постепенно исчезают нейроны и их соединения. В результате объем мозга сокращается примерно на 20 процентов: борозды на поверхности уплощаются.

По невыясненной пока причине в пострадавших участках мозга находятся два разных типа белковых отложений, которые убивают нервные клетки. Между нервными клетками и в некоторых кровеносных сосудах образуются нерастворимые бляшки бета-амилоида. Это фрагменты более крупного белка, функция которого пока неизвестна.

Обычно бета-амилоид разрушается. У людей с болезнью Альцгеймера этот процесс очистки больше не работает в головном мозге, и там накапливается осадок белка. Это тормозит подачу энергии и кислорода в мозг.

Кроме того, нерастворимые, скрученные волокна так называемого тау-белка формируются в мозговых нервных клетках. Они нарушают клеточные процессы и приводят к гибели нейроны.

Ведущие факторы риска болезни Альцгеймера

Основным фактором риска развития болезни Альцгеймера является возраст: только два процента населения в возрасте до 65 лет страдают от этого недуга. По крайней мере, каждый пятый человек подвержен опасности развития заболевания среди возрастной группы 80-90 и более трети лиц старше 90 лет.

Возраст сам по себе не является причиной. Эксперты предполагают, что существует множество других факторов риска.

В целом, следующие обстоятельства могут способствовать болезни Альцгеймера:

• Преклонный возраст старше 60-65 лет;
  • Генетические наследственные причины;
  • Повышение артериального давления;
  • Повышенный уровень холестерина;
  • Превышающий норму уровень особой аминокислоты – гомоцистеина в крови;
  • Атеросклероз сосудов головного мозга и кальцинация стенок сосудов;
  • Повышенный уровень сахара в крови при диабете;
  • Биохимические реакции, вызванные агрессивными кислородными соединениями, участвующими в образовании белковых отложений в мозге;
  • Длительно присутствующее воспаление в организме;
  • Общий низкий уровень образования;
  • Ранее перенесенные травмы головы;
  • Инфекции нервной системы, иммунные процессы в тканях головного мозга.

Ведется активный поиск и изучение причин болезни Альцгеймера.

Симптомы болезни Альцгеймера

На ранних стадиях

Первыми проявлениями являются незначительные провалы краткосрочной памяти, например, больные не могут запоминать содержание текущей беседы. Могут потерять нить посреди разговора. Это нарастание забывчивости и рассеянности может смутить и напугать. Некоторые в случае проблем с памятью, вызывают агрессию, отрицание возникших сложностей, приводят к развитию депрессии.

Другими ранними признаками болезни Альцгеймера могут быть небольшие затруднения с ориентацией, мышечная слабость, более медленное мышление и речь. Повседневная жизнь протекает без затруднений.

На средней стадии

Главное проявление на средней стадии заболевания – это прогрессирующее ухудшение памяти: пациенты все меньше и меньше способны запоминать, и постепенно стираются более ранние воспоминания, например, собственная свадьба постепенно исчезают. Человек перестает узнавать знакомые лица. Также усиливаются трудности с ориентацией во времени и пространстве. Например, люди ищут своих давно умерших родителей или больше не могут найти дорогу домой из обычного магазина рядом с домом.

Кроме того, теперь они нуждаются в дополнительной помощи в простых мероприятиях, таких как приготовление пищи, расчесывание или купание. С этого периода самостоятельная и независимая жизнь вряд ли возможна.

Общение с такими больными становится все более трудным: они, часто не могут выполнять элементарные действия. Им нужны четкие указания, которые часто нужно повторять, прежде чем они сядут за обеденный стол.

На поздних стадиях

На позднем этапе заболевания пациенты полностью нуждаются в медицинской помощи. Многие прикованы к постели или им нужна инвалидная коляска. Они больше не признают членов семьи и других близких людей. Речь теперь ограничена несколькими словами. Пациенты больше не контролируют мочевой пузырь и кишечник.

Возрастающие проблемы с жеванием, глотанием и дыханием, а также нарушением функций конечностей – являются типичными проявлениями позднего этапа. Из-за ослабленной иммунной системы это часто приводит к инфекциям (таким как пневмония), которые заканчиваются летальным исходом.

Диагностика болезни Альцгеймера

При общем осмотре и беседе с психиатром устанавливается факт наличия слабоумия или деменции, так как этот круг заболевания более широк. В дальнейшем используются другие – лабораторные, инструментальные методы, которые и помогают выявить отложение специфического белка в определенных участках мозга, что делает диагноз болезни Альцгеймера максимально обоснованным. Кроме этого, диагностический поиск ведется и на исключение других заболеваний, которые могут приводить к деменции или слабоумию, как к внешнему проявлению.

Лечение болезни Альцгеймера – основные направления

1. Постоянный уход за человеком и создание наиболее комфортных условий. Чем длительнее заболевание, тем больший объем ухода нужен;
  2. Организация режима дня, досуга, постоянное общение, стимуляция интеллектуальной деятельности – простейшие кроссворды, шашки, игры в слова;
  3. Создание атмосферы эмоционального спокойствия и благополучия;
  4. Лечение имеющихся соматических и неврологических сопутствующих заболеваний;
  5. Лечение препаратами, улучшающими деятельность ЦНС;
  6. Коррекция поведения при помощи «психиатрических» препаратов.

Прогноз при болезни Альцгеймера

Прогноз всегда неблагоприятный, так как болезнь Альцгеймера вызывает смерть в среднем через восемь-десять лет. Иногда болезнь протекает гораздо быстрее или медленнее – от трех до двадцати лет. В общем, чем раньше заболевание наступает, тем стремительнее происходит его развитие. Современное лечение позволяет продлить срок «относительного благополучия», сделать изменения более мягкими, наступающими позднее и не столь резко.